Елена Блаватская не была ни физиком, ни химиком, но предвосхитила многие открытия ХХ века. Задолго до астрофизика А.Л.Зельманова Елена Петровна писала о конечности мира: "Несмотря на то, что материальный мир для нас беспределен, он все же конечен". ("Разоблачённая Изида", т. 1, ч. 1, гл. 1). В конце ХХ века появляется теория о тождестве макро- и микромиров, уравнивающая элементарную частицу с астрономическим миром. Но эту идею провидица развивала ещё в середине XIX века: "...Каждый атом Вселенной... является Вселенной в себе самом и для себя". ("Тайная доктрина.", т. 1, станца V. 1). Влияние ультразвука научно подтверждено в ХХ веке, а Блаватская писала о нем в 1888 г.: "Мы... утверждаем, что звук есть... страшная сила. Звук может быть произведён такого свойства, что пирамида Хеопса поднялась бы на воздух... Это есть вибрационная сила... Атомы в Оккультизме называют Вибрациями: так же Звуком – коллективно" ("Т. Д.", т. 1, часть III). В середине ХХ века подтверждено считавшееся абсурдным утверждение, что вакуум – виртуальное средоточие колоссальных энергий. Список научных предвидений можно продолжить.
[ Источник ]Первый монументальный труд Блаватской по истории религиозно-изотерической мысли «Разоблачённая Изида» был очень популярен среди философов религиозно-мистического направления, он издавался большими тиражами не только в Европе, но и Америке. Индийский принц подарил ей за эту книгу очень древний экземпляр Бхагавад-гиты в дорогом переплёте из золота и перламутра. От масонов Англии Елена Петровна получила диплом кронпринцессы и орден – рубиновый крест и золотая роза (знак отличия розенкрейцеров), хотя Блаватская не была посвящена в масоны. Столь высокую награду она получила исключительно за литературный и научный труд.
[ Источник ]Во многом первые разоблачения деятельности Блаватской основаны на «фактах», приведённых Всеволодом Соловьёвым. Себя он представлял как человека, который близко знал Елену Петровну и хорошо был знаком с её творчеством. Но встречался он с теософом всего 6 недель в Париже, затем столько же в Вюрцбурге и несколько дней в Эльберфельде. Никаких особо доверительных отношений между ними не было, хотя первоначально он восхищался способностями Блаватской. Впоследствии он написал, что специально притворялся, чтобы всё выведать и подслушать ее тайны.
Не мог Соловьёв тогда познакомиться и с её практической деятельностью, так как Теософического общества ещё попросту не существовало, как и переводов теософической литературы. К слову, английского языка, чтобы прочесть книги в оригинале, писатель не знал («Какая подлость, что я не говорю по-английски!»).
В апреле 1986 года в журнале Общества психических исследований были приведены факты, свидетельствующие о том, что доклад ОПИ от 1885 года вызывает самые серьёзные сомнения. В коммюнике отчёта В. Харрисона, представленного ведущим изданиям, говорится: «Согласно новейшим исследованиям, госпожа Блаватская, соосновательница Теософского общества, была осуждена несправедливо…». Доктор Вернон Харрисон, эксперт по подделкам и фальшивкам, заново перепроверил все предложенные Ричардом Ходжсоном аргументы мошенничества Елены Блаватской. Своё заключение он даёт под присягой. «Настоящим профессиональным заключением, полученным после исследования этого дела, продолжавшегося более пятнадцати лет, я извещаю будущих историков и биографов упомянутой Елены Петровны Блаватской, компиляторов справочников, энциклопедий и словарей, как и широкую публику, что отчёт комитета, назначенного расследовать феномены, связанные с теософическим обществом, опубликованный в 1885 году Обществом Психических Исследований, следует воспринимать с большой осторожностью, если не игнорировать. Далёкий от того, чтобы быть образцом беспристрастного расследования, так часто требуемого за последнее столетие, он крайне ошибочен и ненадёжен».
[ Источник ]Среди почитателей таланта Блаватской знаменитые учёные, философы, писатели, художники. Альберт Эйнштейн восхищался её философскими размышлениями и неоднократно возвращался к «Тайной доктрине». Был знаком с творчеством Елены Петровны и Лев Толстой, поместивший цитаты из её книг в сборники афоризмов «Круг чтения» и «На каждый день». Он считал Блаватскую «самым надёжным источником индийской мудрости», а её высказывания подписывал как «браминская мудрость». Преклонялись перед основателем Теософского общества создатель саентологии Рон Хаббард, композитор Александр Скрябин, художник Пит Мондриан и многие другие.
[ Источник ]В 2006 году широко отмечался 175-летний юбилей Е.П. Блаватской. В рамках мероприятия современные учёные, деятели искусства оценили вклад Елены Петровны в развитие общества. Так, она заложила основы космического мышления, синтезирующего философию, религию и науку. Фундаментальные мысли теолога перекликаются с идеями Платона о триединстве Красоты, Истины и Божества. Мировоззрение Блаватской не противопоставляется христианству, а созвучно ему. Апостол Павел проповедовал, что Бог есть Дух, который проницает все. Также он говорил о существовании вечного Завета – древнего знания, пронизывающего всю человеческую культуру. Елена Петровна пыталась донести до нас эти знания.
[ Источник ]В личных письмах к друзьям Елена Блаватская открыто рассказывает о мошенничестве, к которому прибегала, чтобы произвести впечатление на окружающих. В 1884 году она решила посетить Англию, а продолжить работу в главной квартире Теософического общества поручила супругам Кулэм. Перед отъездом между Блаватской и супругами произошёл конфликт. В результате Эмма Кулэм отнесла в редакцию одного из журналов более 40 личных писем Блаватской. Во многих из них описывался процесс мошенничества во время сеансов. Кроме того, Эмма Кулэм рассказала о том, как она сооружала куклу, которую использовали в качестве махатмы Кута Хуми. И наконец, способ появления загадочных писем – их вбрасывали через отверстие в потолке.
[ Источник ]В 1871 году Елена Блаватская пишет письмо в Третье отделение собственной Его Императорского Величества Канцелярии, предлагая использовать себя в качестве шпиона. Среди доводов она отмечает и свои «способности» медиума и спирита: «Занимаясь спиритизмом, прослыла во многих местах сильным медиумом. Сотни людей безусловно верили и будут верить в духов… каюсь в том, что три четверти времени духи говорили и отвечали моими собственными — для успеха планов моих — словами и соображениями. Редко, очень редко не удавалось мне посредством этой ловушки узнавать от людей самых скрытных и серьёзных их надежд, планов и тайн. Завлекаясь мало-помалу, они доходили до того, что, думая узнать от духов будущее и тайны других, выдавали мне свои собственные. Но я действовала осторожно и редко пользовалась для собственных выгод знанием своим».
[ Источник ]«Чтобы владеть людьми, необходимо их обманывать. Я уже давным-давно поняла этих душек-людей, и глупость их доставляет мне громадное иногда удовольствие… Чем проще, глупее и грубее феномен, тем он вернее удаётся». Такое напутствие даёт Елена Петровна писателю Всеволоду Соловьёву, брату известного русского философа Сергея Соловьёва Всеволод Сергеевич разоблачил в своих книгах махинации Блаватской. В результате парижский филиал Теософического общества перестаёт существовать.
[ Источник ]Одним из главных доказательств избранности Блаватской являлись «письма махатм». Переписка в целом продолжалась 5 лет, пока редактор газеты «Пионер» Альфред Синетт не опубликовал некоторые из них в книге «Оккультный мир». После её выхода в 1881 году разразился скандал – крупный отрывок одного из писем был выступлением американского профессора Генри Киддла, опубликованной им в 1880 году в газете спиритов «Знамя света». После этого многие видные фигуры покидают теософские общества. Тогда Блаватской материализуется новое письмо от Кут Хуми, в котором он объясняет все произошедшее тем, что он уловил написанное Киддлом из «пространных библиотек Акаши» (мистический аналог современного Интернета). Но даже самые ярые приверженцы Блаватской не поверили в такое объяснение.
Пестрят плагиатом её труды «Тайная доктрина» и «Разоблачённая Изида». Исследователи насчитали более 200 отрывков, принадлежащих другим авторам.
О том, что Елена Блаватская посещала Тибет и жила там в монастырях и доме своего учителя, мы знаем только со слов самой Елены Петровны и её биографов. Официально власти Тибета никогда не признавали ни факта посещения ею страны, ни, тем более, обучения в буддистских монастырях. Тибет в то время жёстко контролировался спецслужбами Великобритании, чужаков не пускали ни тибетские, ни британские пограничники. Понимая, что при желании её рассказы о жизни в Тибете легко проверить, Елена Петровна в ответе на вопрос о цели своей поездки полупризналась, что никогда там не была: «Действительно, совершенно незачем ехать в Тибет или Индию, дабы обнаружить какое-то знание и силу, что таятся в каждой человеческой душе; но приобретение высшего знания и силы требует не только многих лет напряжённейшего изучения под руководством более высокого разума, вместе с решимостью, которую не может поколебать никакая опасность, но и стольких же лет относительного уединения, в общении лишь с учениками, преследующими ту же цель, и в таком месте, где сама природа, как и неофит, сохраняет совершенный и ненарушаемый покой, если не молчание! Где воздух, на сотни миль вокруг, не отравлен миазмами, где атмосфера и человеческий магнетизм совершенно чисты и – где никогда не проливают кровь животных».
[ Источник ]Миссионеры, работающие в Индии, обнародовали рассказы местной жительницы, муж которой делал приспособления для фокусов в теософском центре Адьяра. Лондонское общество психических исследований, на собрании которого с триумфом выступала Блаватская, после ряда обвинений в мошенничестве решило провести независимое исследование феномена медиума и предсказательницы. В Индию был направлен доктор Ричард Хаджсон. Обследовав Оккультную комнату, которая находилась рядом со спальней Елены Петровны, он нашёл тайные окна и дверь, а также некоторые приспособления. Блаватская, узнав, что её тайна раскрыта, обвинила во всем врагов, которые хотят её дискредитировать. Но доказательства были столь убедительными, что ей пришлось уехать из Индии.
[ Источник ]Елена Блаватская не была ни физиком, ни химиком, но предвосхитила многие открытия ХХ века. Задолго до астрофизика А.Л.Зельманова Елена Петровна писала о конечности мира: "Несмотря на то, что материальный мир для нас беспределен, он все же конечен". ("Разоблачённая Изида", т. 1, ч. 1, гл. 1). В конце ХХ века появляется теория о тождестве макро- и микромиров, уравнивающая элементарную частицу с астрономическим миром. Но эту идею провидица развивала ещё в середине XIX века: "...Каждый атом Вселенной... является Вселенной в себе самом и для себя". ("Тайная доктрина.", т. 1, станца V. 1). Влияние ультразвука научно подтверждено в ХХ веке, а Блаватская писала о нем в 1888 г.: "Мы... утверждаем, что звук есть... страшная сила. Звук может быть произведён такого свойства, что пирамида Хеопса поднялась бы на воздух... Это есть вибрационная сила... Атомы в Оккультизме называют Вибрациями: так же Звуком – коллективно" ("Т. Д.", т. 1, часть III). В середине ХХ века подтверждено считавшееся абсурдным утверждение, что вакуум – виртуальное средоточие колоссальных энергий. Список научных предвидений можно продолжить.
[ Источник ]Первый монументальный труд Блаватской по истории религиозно-изотерической мысли «Разоблачённая Изида» был очень популярен среди философов религиозно-мистического направления, он издавался большими тиражами не только в Европе, но и Америке. Индийский принц подарил ей за эту книгу очень древний экземпляр Бхагавад-гиты в дорогом переплёте из золота и перламутра. От масонов Англии Елена Петровна получила диплом кронпринцессы и орден – рубиновый крест и золотая роза (знак отличия розенкрейцеров), хотя Блаватская не была посвящена в масоны. Столь высокую награду она получила исключительно за литературный и научный труд.
[ Источник ]Во многом первые разоблачения деятельности Блаватской основаны на «фактах», приведённых Всеволодом Соловьёвым. Себя он представлял как человека, который близко знал Елену Петровну и хорошо был знаком с её творчеством. Но встречался он с теософом всего 6 недель в Париже, затем столько же в Вюрцбурге и несколько дней в Эльберфельде. Никаких особо доверительных отношений между ними не было, хотя первоначально он восхищался способностями Блаватской. Впоследствии он написал, что специально притворялся, чтобы всё выведать и подслушать ее тайны.
Не мог Соловьёв тогда познакомиться и с её практической деятельностью, так как Теософического общества ещё попросту не существовало, как и переводов теософической литературы. К слову, английского языка, чтобы прочесть книги в оригинале, писатель не знал («Какая подлость, что я не говорю по-английски!»).
В апреле 1986 года в журнале Общества психических исследований были приведены факты, свидетельствующие о том, что доклад ОПИ от 1885 года вызывает самые серьёзные сомнения. В коммюнике отчёта В. Харрисона, представленного ведущим изданиям, говорится: «Согласно новейшим исследованиям, госпожа Блаватская, соосновательница Теософского общества, была осуждена несправедливо…». Доктор Вернон Харрисон, эксперт по подделкам и фальшивкам, заново перепроверил все предложенные Ричардом Ходжсоном аргументы мошенничества Елены Блаватской. Своё заключение он даёт под присягой. «Настоящим профессиональным заключением, полученным после исследования этого дела, продолжавшегося более пятнадцати лет, я извещаю будущих историков и биографов упомянутой Елены Петровны Блаватской, компиляторов справочников, энциклопедий и словарей, как и широкую публику, что отчёт комитета, назначенного расследовать феномены, связанные с теософическим обществом, опубликованный в 1885 году Обществом Психических Исследований, следует воспринимать с большой осторожностью, если не игнорировать. Далёкий от того, чтобы быть образцом беспристрастного расследования, так часто требуемого за последнее столетие, он крайне ошибочен и ненадёжен».
[ Источник ]Среди почитателей таланта Блаватской знаменитые учёные, философы, писатели, художники. Альберт Эйнштейн восхищался её философскими размышлениями и неоднократно возвращался к «Тайной доктрине». Был знаком с творчеством Елены Петровны и Лев Толстой, поместивший цитаты из её книг в сборники афоризмов «Круг чтения» и «На каждый день». Он считал Блаватскую «самым надёжным источником индийской мудрости», а её высказывания подписывал как «браминская мудрость». Преклонялись перед основателем Теософского общества создатель саентологии Рон Хаббард, композитор Александр Скрябин, художник Пит Мондриан и многие другие.
[ Источник ]В 2006 году широко отмечался 175-летний юбилей Е.П. Блаватской. В рамках мероприятия современные учёные, деятели искусства оценили вклад Елены Петровны в развитие общества. Так, она заложила основы космического мышления, синтезирующего философию, религию и науку. Фундаментальные мысли теолога перекликаются с идеями Платона о триединстве Красоты, Истины и Божества. Мировоззрение Блаватской не противопоставляется христианству, а созвучно ему. Апостол Павел проповедовал, что Бог есть Дух, который проницает все. Также он говорил о существовании вечного Завета – древнего знания, пронизывающего всю человеческую культуру. Елена Петровна пыталась донести до нас эти знания.
[ Источник ]В личных письмах к друзьям Елена Блаватская открыто рассказывает о мошенничестве, к которому прибегала, чтобы произвести впечатление на окружающих. В 1884 году она решила посетить Англию, а продолжить работу в главной квартире Теософического общества поручила супругам Кулэм. Перед отъездом между Блаватской и супругами произошёл конфликт. В результате Эмма Кулэм отнесла в редакцию одного из журналов более 40 личных писем Блаватской. Во многих из них описывался процесс мошенничества во время сеансов. Кроме того, Эмма Кулэм рассказала о том, как она сооружала куклу, которую использовали в качестве махатмы Кута Хуми. И наконец, способ появления загадочных писем – их вбрасывали через отверстие в потолке.
[ Источник ]В 1871 году Елена Блаватская пишет письмо в Третье отделение собственной Его Императорского Величества Канцелярии, предлагая использовать себя в качестве шпиона. Среди доводов она отмечает и свои «способности» медиума и спирита: «Занимаясь спиритизмом, прослыла во многих местах сильным медиумом. Сотни людей безусловно верили и будут верить в духов… каюсь в том, что три четверти времени духи говорили и отвечали моими собственными — для успеха планов моих — словами и соображениями. Редко, очень редко не удавалось мне посредством этой ловушки узнавать от людей самых скрытных и серьёзных их надежд, планов и тайн. Завлекаясь мало-помалу, они доходили до того, что, думая узнать от духов будущее и тайны других, выдавали мне свои собственные. Но я действовала осторожно и редко пользовалась для собственных выгод знанием своим».
[ Источник ]«Чтобы владеть людьми, необходимо их обманывать. Я уже давным-давно поняла этих душек-людей, и глупость их доставляет мне громадное иногда удовольствие… Чем проще, глупее и грубее феномен, тем он вернее удаётся». Такое напутствие даёт Елена Петровна писателю Всеволоду Соловьёву, брату известного русского философа Сергея Соловьёва Всеволод Сергеевич разоблачил в своих книгах махинации Блаватской. В результате парижский филиал Теософического общества перестаёт существовать.
[ Источник ]Одним из главных доказательств избранности Блаватской являлись «письма махатм». Переписка в целом продолжалась 5 лет, пока редактор газеты «Пионер» Альфред Синетт не опубликовал некоторые из них в книге «Оккультный мир». После её выхода в 1881 году разразился скандал – крупный отрывок одного из писем был выступлением американского профессора Генри Киддла, опубликованной им в 1880 году в газете спиритов «Знамя света». После этого многие видные фигуры покидают теософские общества. Тогда Блаватской материализуется новое письмо от Кут Хуми, в котором он объясняет все произошедшее тем, что он уловил написанное Киддлом из «пространных библиотек Акаши» (мистический аналог современного Интернета). Но даже самые ярые приверженцы Блаватской не поверили в такое объяснение.
Пестрят плагиатом её труды «Тайная доктрина» и «Разоблачённая Изида». Исследователи насчитали более 200 отрывков, принадлежащих другим авторам.
О том, что Елена Блаватская посещала Тибет и жила там в монастырях и доме своего учителя, мы знаем только со слов самой Елены Петровны и её биографов. Официально власти Тибета никогда не признавали ни факта посещения ею страны, ни, тем более, обучения в буддистских монастырях. Тибет в то время жёстко контролировался спецслужбами Великобритании, чужаков не пускали ни тибетские, ни британские пограничники. Понимая, что при желании её рассказы о жизни в Тибете легко проверить, Елена Петровна в ответе на вопрос о цели своей поездки полупризналась, что никогда там не была: «Действительно, совершенно незачем ехать в Тибет или Индию, дабы обнаружить какое-то знание и силу, что таятся в каждой человеческой душе; но приобретение высшего знания и силы требует не только многих лет напряжённейшего изучения под руководством более высокого разума, вместе с решимостью, которую не может поколебать никакая опасность, но и стольких же лет относительного уединения, в общении лишь с учениками, преследующими ту же цель, и в таком месте, где сама природа, как и неофит, сохраняет совершенный и ненарушаемый покой, если не молчание! Где воздух, на сотни миль вокруг, не отравлен миазмами, где атмосфера и человеческий магнетизм совершенно чисты и – где никогда не проливают кровь животных».
[ Источник ]Миссионеры, работающие в Индии, обнародовали рассказы местной жительницы, муж которой делал приспособления для фокусов в теософском центре Адьяра. Лондонское общество психических исследований, на собрании которого с триумфом выступала Блаватская, после ряда обвинений в мошенничестве решило провести независимое исследование феномена медиума и предсказательницы. В Индию был направлен доктор Ричард Хаджсон. Обследовав Оккультную комнату, которая находилась рядом со спальней Елены Петровны, он нашёл тайные окна и дверь, а также некоторые приспособления. Блаватская, узнав, что её тайна раскрыта, обвинила во всем врагов, которые хотят её дискредитировать. Но доказательства были столь убедительными, что ей пришлось уехать из Индии.
[ Источник ]
Знавал я несколько адептов в молодости. Даже сам пытался проникнуться. Сразу отверг. И потом ,постарше, пробовал. Ну совсем похоже на развод. И адепты из молодости не преуспели , хотя продолжают поддержку. Секта-не секта , хорошо что хоть откровенно плохого не делают.
Сейчас те, кто умудрился на своих идеях что-то заработать, зовутся не мошенники, а предприниматели, какими бы те идеи не были - материальными или духовными.
История уже причислила Блаватскую к апологетам духовного развития мира, смысл ставить под сомнение очевидные вещи?
Написать комментарий