Крещение Руси позволило бывшей языческой державе приобщиться к христианскому миру, войти в европейское цивилизационное, политическое и культурное пространство на равных, получить в свое распоряжение духовные сокровища Византии и других христианских стран, прежде всего письменность. Новая религия объединила славянские племена, составлявшие население Киевской Руси, в единую общность, заставив забыть прежние распри. Включение Руси в орбиту византийской государственности привело к формированию собственных общественно-политических институтов в соответствии с моделью всего европейского сообщества.
[ Источник ]В 981 году Владимир отвоевал у польского князя Мешко I города Червен и Перемышль, распространив свою власть на приграничную Червенскую Русь. В последующие несколько лет он покорил и присоединил земли вятичей и радимичей, а также балто-литовского племени ятвягов, что открыло путь к Балтике. В 991 году, вследствие успешного похода в прикарпатские земли, в состав Киевской Руси было включено племя белых хорватов. Кроме того, Владимир обложил данью богатую Хазарию, получив право величаться титулом кагана.
[ Источник ]Владимир радикально изменил административное устройство страны, заменив прежнюю систему "племенных княжений" во главе с местной элитой системой волостей, которые возглавляли назначенные князем посадники. Административная реформа способствовала централизации власти и укреплению государственности, поскольку восемь волостей: Новгородская, Полоцкая, Ростовская, Муромская, Туровская, Деревская, Владимирская и Тмутараканская – полностью подчинялись Киеву и служили источником военной силы.
[ Источник ]Именно при Владимире зарождается на Руси каменное зодчество. Во время его правления в Киеве построена новая крепость, возведена Десятинная церковь – первая каменная церковь Киевской Руси, поражавшая красотой форм и богатством декора. На южных границах были насыпаны земляные «Змиевы Валы» – мощный оборонительный комплекс со сторожевыми заставами, защищавший государство от нападений кочевников. По приказанию Владимира Святославовича были основаны новые города, существующие по сей день: Белгород, Переяславль, Владимир-на-Клязьме и другие.
[ Источник ]После принятия христианства Русь обретает созданную Кириллом и Мефодием славянскую азбуку – кириллицу. Приехавшие из Византии и Болгарии священники и ученые переводят религиозные и светские тексты, закладывая основы древнерусской литературы. В правление Владимира Святославовича основываются первые школы, происходит распространение грамотности. Начинает активно развиваться иконопись и фресковая (на сырой штукатурке) живопись. Все эти процессы были бы невозможны без активной политики великого князя, который ввел специальный налог на развитие церкви и культуры – десятину.
[ Источник ]Летописцы отмечают чудесное духовное преображение Владимира после принятия христианства. Жестокий, коварный, сластолюбивый в прошлом правитель начинает кормить неимущих, возводит храмы, строит и содержит на свои средства богадельни для инвалидов. Владимир отменил смертную казнь даже для опасных преступников. Объяснял свой поступок боязнью греха. Иными словами, Киевская Русь практически взяла на себя социальную защиту своих граждан. Киевская Русь приобретает международный авторитет, доказательством которому являются участившиеся династические браки. Европейские правители почитали за честь выдать замуж дочерей или женить сыновей на детях и внуках Владимира. Например, Ярослав был женат на дочери короля Швеции, внучки стали королевами Франции, Венгрии и Норвегии, дочь – королевой Польши и т. д. По свидетельству хрониста XI века Адама из Бремена, во времена княжения Владимира Запад перестал смотреть свысока на славянские народы, а Киев стали называть «соперником Константинополя» и «украшением Востока».
[ Источник ]В церковном уставе князь Владимир предельно четко разъяснил функции церковного суда, который должен был рассматривать проблемы семейных и гражданских взаимоотношений (развод супругов, сожительство без церковного брака, насилие в семье, имущественные проблемы при разводе). Поскольку брак в христианстве считается Таинством, государство в эти вопросы не вмешивалось.
[ Источник ]Те древнерусские земли, которые не желали принимать христианство добровольно, Владимир крестил силой. Так, крещение Новгорода состоялось в 990 году при военной помощи киевского воеводы Добрыни и сопровождалось погромами, поджогами домов и столкновениями с местными жителями. Культовые сооружения язычников уничтожались, а не желавшие креститься подвергались репрессиям. Применительно ко многим городам и племенам крещение являлось не более, чем актом политического доминирования, утверждением власти Киева.
[ Источник ]Немногочисленные обрывки сведений о богах и обрядах – это все, что мы сегодня знаем о богатой и развитой языческой культуре восточнославянских племен. При внедрении христианства стараниями властей и церкви были полностью уничтожены все памятники языческой культуры, славянская мифология, верования и обычаи предков. Многие праздники и обычаи были забыты, а то, что удалось сохранить, нередко сливалось с христианскими обрядами. При этом реальное двоеверие сохранялось в народе на протяжении нескольких столетий, что опровергает тезис о внутренней готовности русичей к принятию христианства.
[ Источник ]Перед своим последним походом князь Святослав передал управление Киевом сыну Ярополку. В результате междуусобной войны, разгоревшейся в 977 году между Ярополком и его братьями, Владимир вынужден был бежать, но на следующий год вернулся с варяжским войском, захватил Киев и окружил город Родню, где укрепился Ярополк. Владимир подкупил воеводу Блуда, и тот уговорил Ярополка вступить в переговоры с Владимиром, покинув крепость. Но когда 11 июня 978 года Ярополк прибыл в лагерь брата, Владимир приказал двум варягам убить его мечами.
[ Источник ]Воцарение Владимира сопровождалось кровавыми междуусобными войнами, в которых будущий киевский князь был беспощаден к побежденным. Так, взяв весной 978 года Полоцк, он сначала по совету своего дяди Добрыни изнасиловал дочь полоцкого князя Рогнеду, заставив ее отца, мать и братьев смотреть на изнасилование, а потом убил их всех. Таким образом Владимир, который прежде сватался к полоцкой княжне и получил отказ, отомстил Рогнеде за ее неосторожные слова «Не хочу розути робичича», т.е. сына рабыни. Рогнеда стала второй женой Владимира, но так и не смогла простить ему насилия над собой и после неудачного покушения на жизнь мужа была препровождена обратно в полоцкие земли вместе с сыном Изяславом.
[ Источник ]Согласно “Повести временных лет”, до принятия христианства Владимир был “ненасытен в блуде”, имея огромное количество наложниц, растлевая замужних жен и девиц. При этом он состоял в нескольких официальных браках — с Рогнедой, с дочерью чешского князя, с дочерью болгарского царя. Убив своего брата Ярополка, Владимир взял в наложницы его беременную вдову. Косвенным подтверждением весьма свободного образа жизни является огромное количество известных нам детей Владимира: 13 сыновей и не менее 10 дочерей. Ни один языческий или христианский князь Киевской Руси, кроме Владимира, не имел подобной репутации распутника.
[ Источник ]Крещение Руси позволило бывшей языческой державе приобщиться к христианскому миру, войти в европейское цивилизационное, политическое и культурное пространство на равных, получить в свое распоряжение духовные сокровища Византии и других христианских стран, прежде всего письменность. Новая религия объединила славянские племена, составлявшие население Киевской Руси, в единую общность, заставив забыть прежние распри. Включение Руси в орбиту византийской государственности привело к формированию собственных общественно-политических институтов в соответствии с моделью всего европейского сообщества.
[ Источник ]В 981 году Владимир отвоевал у польского князя Мешко I города Червен и Перемышль, распространив свою власть на приграничную Червенскую Русь. В последующие несколько лет он покорил и присоединил земли вятичей и радимичей, а также балто-литовского племени ятвягов, что открыло путь к Балтике. В 991 году, вследствие успешного похода в прикарпатские земли, в состав Киевской Руси было включено племя белых хорватов. Кроме того, Владимир обложил данью богатую Хазарию, получив право величаться титулом кагана.
[ Источник ]Владимир радикально изменил административное устройство страны, заменив прежнюю систему "племенных княжений" во главе с местной элитой системой волостей, которые возглавляли назначенные князем посадники. Административная реформа способствовала централизации власти и укреплению государственности, поскольку восемь волостей: Новгородская, Полоцкая, Ростовская, Муромская, Туровская, Деревская, Владимирская и Тмутараканская – полностью подчинялись Киеву и служили источником военной силы.
[ Источник ]Именно при Владимире зарождается на Руси каменное зодчество. Во время его правления в Киеве построена новая крепость, возведена Десятинная церковь – первая каменная церковь Киевской Руси, поражавшая красотой форм и богатством декора. На южных границах были насыпаны земляные «Змиевы Валы» – мощный оборонительный комплекс со сторожевыми заставами, защищавший государство от нападений кочевников. По приказанию Владимира Святославовича были основаны новые города, существующие по сей день: Белгород, Переяславль, Владимир-на-Клязьме и другие.
[ Источник ]После принятия христианства Русь обретает созданную Кириллом и Мефодием славянскую азбуку – кириллицу. Приехавшие из Византии и Болгарии священники и ученые переводят религиозные и светские тексты, закладывая основы древнерусской литературы. В правление Владимира Святославовича основываются первые школы, происходит распространение грамотности. Начинает активно развиваться иконопись и фресковая (на сырой штукатурке) живопись. Все эти процессы были бы невозможны без активной политики великого князя, который ввел специальный налог на развитие церкви и культуры – десятину.
[ Источник ]Летописцы отмечают чудесное духовное преображение Владимира после принятия христианства. Жестокий, коварный, сластолюбивый в прошлом правитель начинает кормить неимущих, возводит храмы, строит и содержит на свои средства богадельни для инвалидов. Владимир отменил смертную казнь даже для опасных преступников. Объяснял свой поступок боязнью греха. Иными словами, Киевская Русь практически взяла на себя социальную защиту своих граждан. Киевская Русь приобретает международный авторитет, доказательством которому являются участившиеся династические браки. Европейские правители почитали за честь выдать замуж дочерей или женить сыновей на детях и внуках Владимира. Например, Ярослав был женат на дочери короля Швеции, внучки стали королевами Франции, Венгрии и Норвегии, дочь – королевой Польши и т. д. По свидетельству хрониста XI века Адама из Бремена, во времена княжения Владимира Запад перестал смотреть свысока на славянские народы, а Киев стали называть «соперником Константинополя» и «украшением Востока».
[ Источник ]В церковном уставе князь Владимир предельно четко разъяснил функции церковного суда, который должен был рассматривать проблемы семейных и гражданских взаимоотношений (развод супругов, сожительство без церковного брака, насилие в семье, имущественные проблемы при разводе). Поскольку брак в христианстве считается Таинством, государство в эти вопросы не вмешивалось.
[ Источник ]Те древнерусские земли, которые не желали принимать христианство добровольно, Владимир крестил силой. Так, крещение Новгорода состоялось в 990 году при военной помощи киевского воеводы Добрыни и сопровождалось погромами, поджогами домов и столкновениями с местными жителями. Культовые сооружения язычников уничтожались, а не желавшие креститься подвергались репрессиям. Применительно ко многим городам и племенам крещение являлось не более, чем актом политического доминирования, утверждением власти Киева.
[ Источник ]Немногочисленные обрывки сведений о богах и обрядах – это все, что мы сегодня знаем о богатой и развитой языческой культуре восточнославянских племен. При внедрении христианства стараниями властей и церкви были полностью уничтожены все памятники языческой культуры, славянская мифология, верования и обычаи предков. Многие праздники и обычаи были забыты, а то, что удалось сохранить, нередко сливалось с христианскими обрядами. При этом реальное двоеверие сохранялось в народе на протяжении нескольких столетий, что опровергает тезис о внутренней готовности русичей к принятию христианства.
[ Источник ]Перед своим последним походом князь Святослав передал управление Киевом сыну Ярополку. В результате междуусобной войны, разгоревшейся в 977 году между Ярополком и его братьями, Владимир вынужден был бежать, но на следующий год вернулся с варяжским войском, захватил Киев и окружил город Родню, где укрепился Ярополк. Владимир подкупил воеводу Блуда, и тот уговорил Ярополка вступить в переговоры с Владимиром, покинув крепость. Но когда 11 июня 978 года Ярополк прибыл в лагерь брата, Владимир приказал двум варягам убить его мечами.
[ Источник ]Воцарение Владимира сопровождалось кровавыми междуусобными войнами, в которых будущий киевский князь был беспощаден к побежденным. Так, взяв весной 978 года Полоцк, он сначала по совету своего дяди Добрыни изнасиловал дочь полоцкого князя Рогнеду, заставив ее отца, мать и братьев смотреть на изнасилование, а потом убил их всех. Таким образом Владимир, который прежде сватался к полоцкой княжне и получил отказ, отомстил Рогнеде за ее неосторожные слова «Не хочу розути робичича», т.е. сына рабыни. Рогнеда стала второй женой Владимира, но так и не смогла простить ему насилия над собой и после неудачного покушения на жизнь мужа была препровождена обратно в полоцкие земли вместе с сыном Изяславом.
[ Источник ]Согласно “Повести временных лет”, до принятия христианства Владимир был “ненасытен в блуде”, имея огромное количество наложниц, растлевая замужних жен и девиц. При этом он состоял в нескольких официальных браках — с Рогнедой, с дочерью чешского князя, с дочерью болгарского царя. Убив своего брата Ярополка, Владимир взял в наложницы его беременную вдову. Косвенным подтверждением весьма свободного образа жизни является огромное количество известных нам детей Владимира: 13 сыновей и не менее 10 дочерей. Ни один языческий или христианский князь Киевской Руси, кроме Владимира, не имел подобной репутации распутника.
[ Источник ]
Самое забавное, что из доводов серии "равноапостольный креститель" непосредственно к вере имеет отношение только один! А все остальные- это либо расширение границ, либо какие-то культурные нововведения. Причём тут религия??? Да и сама постановка вопроса: "или равноапостольный- или тиран" неверна, практика показывает, что многие исторические личности успешно сочетали в себе эти качества, даже более того- одно следовало из другого....
В корне неправильно примерять на Средневековье современные лекало! Тогда уж вся Европа и Америка просто мега-рассадник репрессий, человеческих жертв и преступлений против человечности! на этом фоне Русь просто аки агнец невинный)))
Никогда нет однозначности в мнении о человеке ибо есть в каждом из нас и плохое и хорошее, и окрестил и жесток был.
Времена были суровые, поэтому только огнем и мечом можно было прийти к какому-то миру и согласию. Да и теперь вон воюют повсеместно.
Столько человек полезно, столько репрессий было. Так что, кроме как жестоким правителем я никак его назвать не могу.
Написать комментарий