Отрицательные отметки всегда вызывают негативные эмоции, особенно, если в семье наказывают ребенка за полученные двойки и тройки. Ученик испытывает определенный дискомфорт: даже будучи подготовленным к уроку, можно допустить ошибку из-за волнения, невнимательности или торопливости. Безотметочное обучение убирает этот психологический груз, так как ребенок уже не боится получить плохую оценку.
[ Источник ]Традиционная система оценивания — постоянный источник стресса для детей. Страх перед отметкой приводит к повышению тревожности учеников, к их невротизации. В результате у тех школьников, которые болезненно относятся к получению двоек и троек, снижается иммунитет, что приводит к частым заболеваниям. Опыт тех школ, которые ввели безотметочное обучение на правах эксперимента, показывает, что уровень физического благополучия учащихся в условиях новой системы оценивания более высокий, чем при традиционной.
[ Источник ]Опасаясь получить отрицательную отметку, многие ученики не спешат признаться в том, что материал не до конца понят. При безотметочном обучении ребята без проблем обсуждают свои затруднения и ошибки, ведь «кнут» в виде двойки им не грозит. Это способствует своевременному выявлению пробелов в знаниях и успешной их коррекции.
[ Источник ]Традиционная система оценивания не дает полной картины успешности учебной деятельности школьников. Например, ученик допустил пять ошибок в диктанте. Это, конечно, двойка. Но ведь до этого он делал в тексте десять ошибок! Прогресс налицо, но действующая система отметок не позволяет поощрить ученика за достигнутый успех. При безотметочном же обучении даже самый маленький успех ребенка обязательно учитывается, становясь стимулом его новых побед.
[ Источник ]При отметочной системе обучения очень часто возникают конфликты между учениками (родителями) и учителем из-за результата оценивания выполненной работы. Иногда детям кажется, что педагог был несправедлив при выставлении отметки, они начинают оспаривать ее, порой на повышенных тонах. В результате ухудшаются взаимоотношения учителя и ребенка, что сказывается на результатах образовательного процесса.
[ Источник ]Пятерки - предмет зависти многих школьников. В погоне за отличными отметками ребята забывают, что важны не они, а результаты обучения. В классных коллективах зачастую возникает нездоровая конкуренция, направленная на стремление получить всеми правдами и неправдами как можно больше самых лучших оценок. Те ребята, которые менее успешны в учебе, порой начинают относиться к отличникам предвзято, с насмешками, радоваться каждой их ошибке. Микроклимат класса, где есть такие завистники, оставляет желать лучшего. Безотметочное же обучение учит замечать не столько ошибки, сколько успехи друг друга, уважать свои и чужие достижения. Различные формы взаимопроверки развивают у учащихся способность сопереживать, помогать, взаимодействовать. Все это улучшает взаимоотношения детей, создавая в классе деловую, дружескую атмосферу.
[ Источник ]Учеба без отметок - это принципиально иной подход к преподаванию, основанный не на содействии стремлению детей победить в соревновании друг с другом, а на их деятельном участии в процессе и самооценке усвоения материала. Вместо выявления, кто лучше, сильнее, быстрее, перед учителем стоит мотивационная задача - пробудить познавательный интерес у каждого ученика.
[ Источник ]Родители и учителя привыкли, что отметки - мерило учебных успехов ребенка. Многие из них считают, что при безотметочном оценивании у детей не будет стимула выполнять домашнее задание, стараться на уроке. Часть педагогов, применяющих исключительно авторитарные методы работы с учениками, боится лишиться отметки как своеобразного "кнута". К тому же, большинство преподавателей и родителей не имеет четкого и полного представления о безотметочном обучении. Поэтому со всеми участниками образовательного процесса необходима очень большая разъяснительная работа, отсутствующая во многих школах.
[ Источник ]Даже при безотметочной системе само оценивание не исчезнет, ведь оно необходимо, чтобы отслеживать динамику роста, успешности каждого ученика. Этот процесс более трудоемкий, скрупулезный и отнимает гораздо больше времени, чем при традиционном подходе. При высокой степени загруженности педагогов успешно справляться с отслеживанием каждого успеха обучающегося и его затруднений очень сложно. К тому же, во многих школах далеко не все учителя обеспечены компьютерами, которые позволяют оптимизировать работу.
Еще одна проблема - в условиях отсутствия отметки и дети, и родители должны иметь подробные, четкие и однозначные критерии оценивания успешности усвоения ребенком каждой изучаемой темы по всем предметам. Учителю придется самостоятельно проделывать эту трудоемкую работу, что займет очень много времени, причем, единого (централизованного) подхода к этому нет.
[ Источник ]Процесс обучения не может быть бесконтрольным. Но в условиях отсутствия отметок возникает вопрос: в какой форме учителя должны отчитываться за качество знаний перед администрацией, а та - перед учредителями и контролирующими органами. Не продуман механизм выдачи аттестатов об основном/среднем образовании: непонятно, как интерпретировать достигнутое качество, чтобы выдать документ, подтверждающий результаты девятилетнего/одиннадцатилетнего пребывания учения в школе.
[ Источник ]Процесс оценивания при безотметочном обучении должен быть дифференцированным и личностно-ориентированным. Но у учителя неизбежно возникнет дефицит времени на уроке - ведь ему придется буквально с каждым ребенком проверять его работу, объяснять затруднения и ошибки, выяснять причины их появления. Такая система, по мнению многих педагогов, подходит для тех школ, где в классе учится мало детей, например в малокомплектном образовательном учреждении.
[ Источник ]Формы безотметочного обучения разнообразны. Если учащемуся придется по какой-либо причине переходить из одного образовательного учреждения в другое, это вызовет серьезные проблемы по ряду причин:
Хотя оценки, особенно плохие, и вызывают кратковременный стресс, тем не менее они помогают ребенку трезво оценивать свой уровень знаний, без чего развитие невозможно. Призывая отказаться от этой системы, педагоги фактически заменяют внешний контроль самооценкой, но даже взрослый далеко не всегда в состоянии признать недостатки своих знаний и умений. Тем более странно ожидать таких навыков от детей с их невысоким в силу возраста уровнем рефлексии. Независимо от того, переоценит ребенок свои знания или наоборот, интерес к учебе рискует испариться.
[ Источник ]Отрицательные отметки всегда вызывают негативные эмоции, особенно, если в семье наказывают ребенка за полученные двойки и тройки. Ученик испытывает определенный дискомфорт: даже будучи подготовленным к уроку, можно допустить ошибку из-за волнения, невнимательности или торопливости. Безотметочное обучение убирает этот психологический груз, так как ребенок уже не боится получить плохую оценку.
[ Источник ]Традиционная система оценивания — постоянный источник стресса для детей. Страх перед отметкой приводит к повышению тревожности учеников, к их невротизации. В результате у тех школьников, которые болезненно относятся к получению двоек и троек, снижается иммунитет, что приводит к частым заболеваниям. Опыт тех школ, которые ввели безотметочное обучение на правах эксперимента, показывает, что уровень физического благополучия учащихся в условиях новой системы оценивания более высокий, чем при традиционной.
[ Источник ]Опасаясь получить отрицательную отметку, многие ученики не спешат признаться в том, что материал не до конца понят. При безотметочном обучении ребята без проблем обсуждают свои затруднения и ошибки, ведь «кнут» в виде двойки им не грозит. Это способствует своевременному выявлению пробелов в знаниях и успешной их коррекции.
[ Источник ]Традиционная система оценивания не дает полной картины успешности учебной деятельности школьников. Например, ученик допустил пять ошибок в диктанте. Это, конечно, двойка. Но ведь до этого он делал в тексте десять ошибок! Прогресс налицо, но действующая система отметок не позволяет поощрить ученика за достигнутый успех. При безотметочном же обучении даже самый маленький успех ребенка обязательно учитывается, становясь стимулом его новых побед.
[ Источник ]При отметочной системе обучения очень часто возникают конфликты между учениками (родителями) и учителем из-за результата оценивания выполненной работы. Иногда детям кажется, что педагог был несправедлив при выставлении отметки, они начинают оспаривать ее, порой на повышенных тонах. В результате ухудшаются взаимоотношения учителя и ребенка, что сказывается на результатах образовательного процесса.
[ Источник ]Пятерки - предмет зависти многих школьников. В погоне за отличными отметками ребята забывают, что важны не они, а результаты обучения. В классных коллективах зачастую возникает нездоровая конкуренция, направленная на стремление получить всеми правдами и неправдами как можно больше самых лучших оценок. Те ребята, которые менее успешны в учебе, порой начинают относиться к отличникам предвзято, с насмешками, радоваться каждой их ошибке. Микроклимат класса, где есть такие завистники, оставляет желать лучшего. Безотметочное же обучение учит замечать не столько ошибки, сколько успехи друг друга, уважать свои и чужие достижения. Различные формы взаимопроверки развивают у учащихся способность сопереживать, помогать, взаимодействовать. Все это улучшает взаимоотношения детей, создавая в классе деловую, дружескую атмосферу.
[ Источник ]Учеба без отметок - это принципиально иной подход к преподаванию, основанный не на содействии стремлению детей победить в соревновании друг с другом, а на их деятельном участии в процессе и самооценке усвоения материала. Вместо выявления, кто лучше, сильнее, быстрее, перед учителем стоит мотивационная задача - пробудить познавательный интерес у каждого ученика.
[ Источник ]Родители и учителя привыкли, что отметки - мерило учебных успехов ребенка. Многие из них считают, что при безотметочном оценивании у детей не будет стимула выполнять домашнее задание, стараться на уроке. Часть педагогов, применяющих исключительно авторитарные методы работы с учениками, боится лишиться отметки как своеобразного "кнута". К тому же, большинство преподавателей и родителей не имеет четкого и полного представления о безотметочном обучении. Поэтому со всеми участниками образовательного процесса необходима очень большая разъяснительная работа, отсутствующая во многих школах.
[ Источник ]Даже при безотметочной системе само оценивание не исчезнет, ведь оно необходимо, чтобы отслеживать динамику роста, успешности каждого ученика. Этот процесс более трудоемкий, скрупулезный и отнимает гораздо больше времени, чем при традиционном подходе. При высокой степени загруженности педагогов успешно справляться с отслеживанием каждого успеха обучающегося и его затруднений очень сложно. К тому же, во многих школах далеко не все учителя обеспечены компьютерами, которые позволяют оптимизировать работу.
Еще одна проблема - в условиях отсутствия отметки и дети, и родители должны иметь подробные, четкие и однозначные критерии оценивания успешности усвоения ребенком каждой изучаемой темы по всем предметам. Учителю придется самостоятельно проделывать эту трудоемкую работу, что займет очень много времени, причем, единого (централизованного) подхода к этому нет.
[ Источник ]Процесс обучения не может быть бесконтрольным. Но в условиях отсутствия отметок возникает вопрос: в какой форме учителя должны отчитываться за качество знаний перед администрацией, а та - перед учредителями и контролирующими органами. Не продуман механизм выдачи аттестатов об основном/среднем образовании: непонятно, как интерпретировать достигнутое качество, чтобы выдать документ, подтверждающий результаты девятилетнего/одиннадцатилетнего пребывания учения в школе.
[ Источник ]Процесс оценивания при безотметочном обучении должен быть дифференцированным и личностно-ориентированным. Но у учителя неизбежно возникнет дефицит времени на уроке - ведь ему придется буквально с каждым ребенком проверять его работу, объяснять затруднения и ошибки, выяснять причины их появления. Такая система, по мнению многих педагогов, подходит для тех школ, где в классе учится мало детей, например в малокомплектном образовательном учреждении.
[ Источник ]Формы безотметочного обучения разнообразны. Если учащемуся придется по какой-либо причине переходить из одного образовательного учреждения в другое, это вызовет серьезные проблемы по ряду причин:
Хотя оценки, особенно плохие, и вызывают кратковременный стресс, тем не менее они помогают ребенку трезво оценивать свой уровень знаний, без чего развитие невозможно. Призывая отказаться от этой системы, педагоги фактически заменяют внешний контроль самооценкой, но даже взрослый далеко не всегда в состоянии признать недостатки своих знаний и умений. Тем более странно ожидать таких навыков от детей с их невысоким в силу возраста уровнем рефлексии. Независимо от того, переоценит ребенок свои знания или наоборот, интерес к учебе рискует испариться.
[ Источник ]
Здравствуйте! Моё отношение к данному вопросу не могу не высказать. Практикующие педагоги со мной, думаю, согласятся. Сегодня родители в большинстве своем переложили ответственность за результаты обучения их детей на образовательные организации. Перевод на дистанционное обучение доказал, что очень это для родителей большая обуза: контролировать подготовку детей дома... Раньше-то школы, ссузы, вузы это делали ЗА них... Если будет безотметочная система, то это вообще снимет ответственность родителей за качество обучения их детей: о чем беспокоиться, если отметок нет... А вникать в суть такой системы станет редкий родитель. Мы уже отказались от советской системы, ФГОСы меняются молниеносно, без обсуждения их достоинств и недостатков ... Может, остановимся? Хотя бы на время... Психика детей? Отвечу честно: ПЕРЕЖИВАЮТ за оценку на старшей ступени ЕДИНИЦЫ... С психикой у них всё нормально...
Оценки - пустое и этим всё сказано. Сколько рабочего времени сэкономит учитель, который тратит его на рисование отметок в журналы, дневники и тетради, то другой разговор. Чтобы ребёнок смог понять, что знания нужны только ему самому, надо перестать его оценивать, не переставая хвалить за успехи.
Я учитель немецкого языка и во времена студенчества писала курсовую о системе оценивания качества знаний учащихся. Я перечитала множество статей и литературы по этому поводу, изучила древние системы оценивания, современные, а также зарубежные. Безусловно, можно сказать, что отметки имеют некий смысл в образовании, так как способствуют развитию конкуренции между учащимися и стремлению получить больший балл, дабы порадовать родителей и себя самого. Отметка — это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенный регулятив его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося. С помощью отметки можно объктивно оценить знания ребенка, при условии, что учитель достоверно знает все критерии оценивания.
Но минусов в этой системе гораздо больше, чем плюсов. Даже, если вспомнить мое обучение в школе, и тот факт, сколько нервов было потрачено на получение хороший отметок, можно с уверенностью утверждать, что на фоне этой, скажем так, "борьбы за цифры", у меня начались различного рода психосоматические проявления, в следствии чего, пришлось обратиться за помощью к психиатру. Помните, что все болезни от нервов!
Гораздо комфортнее учиться для себя самого и быть замотивированным не цифрами, а даже теми же конфетами или поездкой в конце четверти в дельфинарий.
Очень рекомендую ознакомиться с таким понятием, как "Вальдорфская школа" для расширения кругозора о системах образования.
Качество образования и так низкое, без отметок еще ниже может стать, но только может, не обязательно так будет. Кого родители будут заставлять учиться, тот учиться все равно будет, а кто не хочет, тому без разницы, есть оценки или нету их.
Оценка результата всегда должна быть, не стоит воспринимать школу как детский сад, в конце концов это место подготовки ко многим жизненным ситуациям.
Если не использовать отметок, то многие дети перестанут учиться, снизится их уровень образования и знаний, но зато с психикой все будет на отлично.
Психику может и тревожит погоня за оценкой, но не меньше, чем игры в планшете. А вот стремление к совершенству оценки вполне развивают, не дают стоять на месте, да и способный ученик должен быть отмечен хоть таким способом.
А мне кажется, что эти оценки уже прошлый век. Знания у ребёнка должны оцениваться по другому. Может вводить новые компьютерные программы (в том числе работающие по голосовому восприятию), в которых результат будет виден только учителю, и это будет без его участия. Учитель должен только доходчиво преподнести знания детям. А оценивать их, как и работу самого педагога будет машина. Довольно часто, когда детям постоянно ставят плохие отметки, они назло взрослым начинают их и получать, возникают комплексы.
Ребёнок должен чувствовать свою оценку, иначе в дальнейшем ему будет очень трудно на работе и учёбе всаысших учебных заведениях.
Написать комментарий