Описывая живущие по соседству славянские народы, западноевропейские миссионеры, летописцы и авторы хроник упоминают надписи на статуях языческих богов и другие примеры использования славянами письменности задолго до принятия последними христианства.
[ Источник ]Черноризец Храбр пишет, что славяне до Кирилла читали и гадали по чертам и резам (дословно «чретами и резами чтяху и гатааху»). Здесь с высокой вероятностью идёт речь о руническом алфавите, буквы которого можно было вырезать на бересте и других деревянных и каменных предметах либо чертить на глине, пергаменте и пр. Аналогичным образом руны использовались у соседних со славянами германцев.
[ Источник ]Константин встретил в Херсонесе человека, говорящего на русском языке и имевшего при себе богослужебные книги, написанные «русскими письменами». Общаясь с ним, святитель выучил русский. Если бы речь шла не об одном из славянских языков, Константин не смог бы так быстро его выучить (Константин знал болгарский и поэтому мог быстро обучиться другому близкородственному диалекту). Среди языков, которые знал Константин, жития не называют ни сирийского, ни варяжского, ни готского.
[ Источник ]Ряд арабо-персидских авторов пишут о письменности русов. Так, посол багдадского халифа Ибн Фадлан лично присутствовал на похоронах знатного руса и видел написанную на столбе из берёзы или тополя надпись, которую оставили на его могиле. Ан-Надими в своей книге приводит изображение надписи, сделанной русскими письменами на «белом дереве».
[ Источник ]В русско-византийских договорах неоднократно упоминаются документы, составленные или подписанные русами. Это и завещания, и грамоты князей послам, и даже русские «закон» и «устав», которые академик Черепнин считал первым русским сводом законов, аналогичным более поздней «Русской правде» князя Ярослава Мудрого.
[ Источник ]Во всех славянских языках есть такие слова, как «читать», «писать», «письмо», «книга». Все эти слова происходят от соответствующих слов общего праславянского языка, существовавшего ещё до разделения славян на разные ветви. Значит, уже в середине I тысячелетия у славян была своя письменность.
[ Источник ]Значительное количество памятников с руническими надписями найдены на территории Восточной Европы (России, Украины, Белоруссии), в Польше, Словакии, Германии. К ним относятся как находки времен поздней античности (Черняховской культуры), так и раннего Средневековья, вплоть до эпохи крещения Руси и Польши. Самые поздние памятники славянской рунической письменности были найдены на территории Восточной Германии, где дольше всего продержалось язычество.
[ Источник ]Находки писал однозначно свидетельствуют в пользу существования у славян письма до принятия христианства. Об этом говорит и хронологическая атрибуция предметов, и их оформление. Практически все писала изготовлены в характерном языческом стиле, с изображением явлений природы, растений, мифологических животных. На некоторых изображены языческие божества (идолы). Причем ни одно писало не украшено христианской символикой.
[ Источник ]Историкам и археологам так и не удалось обнаружить никаких дохристианских славянских текстов — несмотря на несколько столетий поисков. Существующие отрывочные сведения о применении письменности практически всегда находят другое удовлетворительное объяснение. Все сведения об использовании кириллицы относятся уже ко времени после изобретения Константином славянской азбуки, не раньше X века.
[ Источник ]В тексте сказания Храбра указывается, что до Кирилла у славян не было письмен (как вариант в других списках — не было книг). Слово «чтяху» в те времена обозначало не только «читали», но и «считали». Таким образом, тут идёт речь о примитивных знаковых системах для счёта, гадания.
[ Источник ]Историки давно предложили удовлетворительное объяснение этой фразе — очевидно, переписчик просто написал «русьский» вместо «сурьский», т.е. сирийский. Если бы даже какие-то отдельные надписи или тексты на древнерусском языке тогда и существовали, то о переводе на русский Евангелия не могло идти и речи. К тому же словом «русы» в те времена византийцы могли называть не славян, а народ скандинавского происхождения.
[ Источник ]Согласно наиболее популярной в науке норманнской теории, русы арабо-персидских авторов были норманнами — скандинавами, которые вели в Восточной Европе активную торговлю (сначала по Волге, потом — по Днепру). Лишь после утверждения русов в Киеве и Поднепровье их название постепенно перешло и на всю подконтрольную им территорию.
[ Источник ]После приезда в Константинополь посольства князя Моравии Константин спросил у императора Византии Михаила III, существует ли у славян письменность. Император ответил, что славянские буквы искали при его отце и деде, но так и не нашли. Именно поэтому на Константина и возлагается миссия по созданию славянской письменности с дальнейшим переводом богослужебных книг.
[ Источник ]Мы и сегодня говорим: «писать картину». Слова, родственные праславянскому *pisati, существуют и в других языках. В литовском похожее слово означает «рисовать». От латинского слова с подобным значением произошел современный термин «пиктограмма» (картинка, нарисованное изображение).
[ Источник ]Большинство находок, выдаваемых за изображения славянских идолов с руническими надписями, историки и филологи считают явными подделками. Так, еще Игнатий Ягич писал, что грубой фальсификацией являются предметы из Прильвицы, Микоржинские камни, Стрелецкие фигурки. При этом руническая письменность достоверно атрибутированных надписей не отличается от стандартных германских рун.
[ Источник ]Археологические находки (берестяные грамоты, печати, цилиндрические бирки и пр.), свидетельствующие о развитии письменности, в подавляющем большинстве относятся ко времени после крещения Руси. К более раннему периоду относятся буквально единичные находки. Однако все они укладываются в традиционную картину постепенного проникновения на Русь христианства до официального крещения (но уже после создания Константином славянской азбуки).
[ Источник ]Описывая живущие по соседству славянские народы, западноевропейские миссионеры, летописцы и авторы хроник упоминают надписи на статуях языческих богов и другие примеры использования славянами письменности задолго до принятия последними христианства.
[ Источник ]Черноризец Храбр пишет, что славяне до Кирилла читали и гадали по чертам и резам (дословно «чретами и резами чтяху и гатааху»). Здесь с высокой вероятностью идёт речь о руническом алфавите, буквы которого можно было вырезать на бересте и других деревянных и каменных предметах либо чертить на глине, пергаменте и пр. Аналогичным образом руны использовались у соседних со славянами германцев.
[ Источник ]Константин встретил в Херсонесе человека, говорящего на русском языке и имевшего при себе богослужебные книги, написанные «русскими письменами». Общаясь с ним, святитель выучил русский. Если бы речь шла не об одном из славянских языков, Константин не смог бы так быстро его выучить (Константин знал болгарский и поэтому мог быстро обучиться другому близкородственному диалекту). Среди языков, которые знал Константин, жития не называют ни сирийского, ни варяжского, ни готского.
[ Источник ]Ряд арабо-персидских авторов пишут о письменности русов. Так, посол багдадского халифа Ибн Фадлан лично присутствовал на похоронах знатного руса и видел написанную на столбе из берёзы или тополя надпись, которую оставили на его могиле. Ан-Надими в своей книге приводит изображение надписи, сделанной русскими письменами на «белом дереве».
[ Источник ]В русско-византийских договорах неоднократно упоминаются документы, составленные или подписанные русами. Это и завещания, и грамоты князей послам, и даже русские «закон» и «устав», которые академик Черепнин считал первым русским сводом законов, аналогичным более поздней «Русской правде» князя Ярослава Мудрого.
[ Источник ]Во всех славянских языках есть такие слова, как «читать», «писать», «письмо», «книга». Все эти слова происходят от соответствующих слов общего праславянского языка, существовавшего ещё до разделения славян на разные ветви. Значит, уже в середине I тысячелетия у славян была своя письменность.
[ Источник ]Значительное количество памятников с руническими надписями найдены на территории Восточной Европы (России, Украины, Белоруссии), в Польше, Словакии, Германии. К ним относятся как находки времен поздней античности (Черняховской культуры), так и раннего Средневековья, вплоть до эпохи крещения Руси и Польши. Самые поздние памятники славянской рунической письменности были найдены на территории Восточной Германии, где дольше всего продержалось язычество.
[ Источник ]Находки писал однозначно свидетельствуют в пользу существования у славян письма до принятия христианства. Об этом говорит и хронологическая атрибуция предметов, и их оформление. Практически все писала изготовлены в характерном языческом стиле, с изображением явлений природы, растений, мифологических животных. На некоторых изображены языческие божества (идолы). Причем ни одно писало не украшено христианской символикой.
[ Источник ]Историкам и археологам так и не удалось обнаружить никаких дохристианских славянских текстов — несмотря на несколько столетий поисков. Существующие отрывочные сведения о применении письменности практически всегда находят другое удовлетворительное объяснение. Все сведения об использовании кириллицы относятся уже ко времени после изобретения Константином славянской азбуки, не раньше X века.
[ Источник ]В тексте сказания Храбра указывается, что до Кирилла у славян не было письмен (как вариант в других списках — не было книг). Слово «чтяху» в те времена обозначало не только «читали», но и «считали». Таким образом, тут идёт речь о примитивных знаковых системах для счёта, гадания.
[ Источник ]Историки давно предложили удовлетворительное объяснение этой фразе — очевидно, переписчик просто написал «русьский» вместо «сурьский», т.е. сирийский. Если бы даже какие-то отдельные надписи или тексты на древнерусском языке тогда и существовали, то о переводе на русский Евангелия не могло идти и речи. К тому же словом «русы» в те времена византийцы могли называть не славян, а народ скандинавского происхождения.
[ Источник ]Согласно наиболее популярной в науке норманнской теории, русы арабо-персидских авторов были норманнами — скандинавами, которые вели в Восточной Европе активную торговлю (сначала по Волге, потом — по Днепру). Лишь после утверждения русов в Киеве и Поднепровье их название постепенно перешло и на всю подконтрольную им территорию.
[ Источник ]После приезда в Константинополь посольства князя Моравии Константин спросил у императора Византии Михаила III, существует ли у славян письменность. Император ответил, что славянские буквы искали при его отце и деде, но так и не нашли. Именно поэтому на Константина и возлагается миссия по созданию славянской письменности с дальнейшим переводом богослужебных книг.
[ Источник ]Мы и сегодня говорим: «писать картину». Слова, родственные праславянскому *pisati, существуют и в других языках. В литовском похожее слово означает «рисовать». От латинского слова с подобным значением произошел современный термин «пиктограмма» (картинка, нарисованное изображение).
[ Источник ]Большинство находок, выдаваемых за изображения славянских идолов с руническими надписями, историки и филологи считают явными подделками. Так, еще Игнатий Ягич писал, что грубой фальсификацией являются предметы из Прильвицы, Микоржинские камни, Стрелецкие фигурки. При этом руническая письменность достоверно атрибутированных надписей не отличается от стандартных германских рун.
[ Источник ]Археологические находки (берестяные грамоты, печати, цилиндрические бирки и пр.), свидетельствующие о развитии письменности, в подавляющем большинстве относятся ко времени после крещения Руси. К более раннему периоду относятся буквально единичные находки. Однако все они укладываются в традиционную картину постепенного проникновения на Русь христианства до официального крещения (но уже после создания Константином славянской азбуки).
[ Источник ]
Нудно предоставить факты. Любые знаки, которые подтверждают существование письменности, на чем бы они не были сделаны, хоть на скале выдолблены.
Написать комментарий