О монголо-татарском нашествии упоминается практически во всех древнерусских летописях.
Лаврентьевская летопись: «В тот же год (6731) пришли народы, о которых никто точно не знает, кто они, и откуда появились, и каков их язык, и какого они племени, и какой веры. И называют их татары, а иные говорят — таурмены, а другие — печенеги».
Тверская летопись: «Пришла весть русским, что пришли татары осматривать русские полки; тогда Даниил Романович и другие князья сели на коней и погнались, чтобы увидеть татарские войска. И, увидев их, послали к великому князю Мстиславу Романовичу, призывая: «Мстислав и другой Мстислав! Не стойте, пойдём против них».
Владимирская летопись: «Каких только наказаний не приняли мы от бога, — писал в 70-х годах XIII в. владимирский епископ Серапион. — Не пленена ли земля наша? Не усеяли ли наши отцы и братья трупами землю? Не уведены ли жены и дети наши в плен? А кто остался в живых, не порабощены ли они на горькую работу от иноплеменников? ... Смирилось величие наше, погибла красота наша. Богатство, труд, земля — все достояние иноплеменных».
Монголо-татарское нашествие отражено в трудах авторитетных российских учёных: И.Н. Болтина «Примечания на историю древния и нынешния России г. Леклерка»; В.Н. Татищева «История Российская»; М.М. Щербатова «История Российская от древних времён»; Н.М. Карамзина «История государства Российского» и др.
[ Источник ]До нас дошли памятники древнерусской литературы, повествующие о событиях 13-15 веков: "Повесть о битве на реке Калке", "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Повесть о разрушении Киева Батыем", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Слово о погибели русской земли", "Задонщина" и другие. Во всех произведениях говорится о нашествии врага, взимании дани иноземцами, угоне в плен женщин и детей.
[ Источник ]Монголо-татарское нашествие отразилось на лексике русского языка. Так, в этот период в лексикон вошли слова: деньги, алтын, казна, батрак, башмак, сундук, балаган, башлык, епанча, каланча, балык, чубук и другие.
В пословицах и фразеологизмах русский народ всегда отражал наиболее значимые события или явления. Более 130 пословиц и поговорок иллюстрируют монголо-татарское иго. Вот некоторые из них:
- Бей сполох, татарин идёт
- Неволей только татары берут.
- Злее зла татарская честь.
- Незваный гость хуже татарина.
- Старших и в Орде почитают.
- Пусто, словно Мамай прошёл
- Поскреби русского – найдёшь татарина.
О связи с монголо-татарами говорят и русские фамилии, образованные от татарских имён: Юсупов, Аксаков, Тимирязев, Карамзин и др.
Об уничтожении славянского населения в период нашествия монголо-татар говорят многочисленные раскопки санитарных захоронений.
- В Старой Рязани в траншеях восточной части Северного городища (47 массовых захоронений), обнаружены в 1926 году. На костях - следы от рубящего оружия
- Деревня Фатьяновка возле Оки, 1979 год. Убитых со следами насильственной смерти (проломы черепа, застрявшие в костях наконечники стрел) клали в три яруса без гробов. Некоторые признаки указывали, что хоронили смёрзшиеся трупы
- Изяславль (близ села Городище Шепетовского района Хмельницкой области) - более 250 человек (включая женщин, стариков и детей) с травмами, аналогичными повреждениям останков в захоронениях Ярославля и Владимира (то есть, типичными). Многие трупы были сильно фрагментированы (изрублены на куски), большинство травм небоевому населению было нанесено сбоку, сзади и лежащим на земле. Группа М.К. Каргера
- Киев, 1892 год, погребения возле Великокняжеского двора, Десятинной церкви, Золотых ворот, Подола.
- Трупы 50 человек с явными признаками насильственной смерти были захоронены в хозяйственной яме древнерусской усадьбы. Учёным удалось выявить останки 36 взрослых (20-50 лет), 13 детей (от 3 месяцев до 12 лет) и одного подростка. Основные травмы у детей и взрослых – переломы костей черепа, что говорит о насильственной смерти. Также в яме были найдены фрагменты деревянных конструкций, подтверждающие сожжение города.
- Подтверждают официальную версию о татарском нашествии и раскопки 2011 года во Владимире.
[ Источник ]
Помимо русских летописей, о монголо-татарском завоевании Руси сообщают многочисленные зарубежные источники. Среди них большое количество восточных авторов (персидских, арабских, армянских, китайских). Только в двухтомнике Тизенгаузена приводятся сведения из 41 арабского и персидского источника. Отдельной книгой вышел и сборник сведений армянских историков о монгольском завоевании и Золотой Орде. Сообщают об опустошении Руси монголо-татарами многие европейские современники событий. Некоторые из них лично посетили Русь и монгольское государство, другие были непосредственными свидетелями нашествия и даже побывали в татарском плену. Приведём краткий список только самых известных зарубежных источников.
1. «Сокровенное сказание» (или «Тайная история монголов»). Это самый обширный монгольский источник о деятельности Чингисхана и его первых последователей. В нём содержатся и сведения о походах на Русь и Восточную Европу.
2. «Юань-Ши». Китайская официальная хроника династии Юань (монгольской империи). Была составлена на основании многочисленных документов, в т.ч. периода завоевания монголами Китая и Восточной Европы.
3–4. «История покорителя мира» Малика-Ал-Джувейни и «Сборник летописей» Рашид-Ад Дина. Два исторических труда на персидском языке, составленные при дворе монгольских властителей Ирана. В этих источниках содержатся довольно подробные сведения о западном походе и завоевании Руси.
5. Известия венгерских миссионеров о татарах и Восточной Европе. Непосредственно перед началом западного похода Батыя на Руси побывали венгерские миссионеры, сообщающие о разгроме Волжской Булгарии и покорении др. народов Урала и Поволжья.
6. Великопольская хроника. Хроника описывает завоевательный поход Батыя в Европу, упоминая опустошение Руси. Описываются также последующие походы татар в Польшу.
7–8. Хроника Фомы Сплитского и «Горестная песнь о разорении Венгрии» Рогериуса. Два подробных источника о разорении Венгрии. Рогериус лично побывал в плену у монголов.
9. Хроника Матвея Парижского. Ещё одна летопись современника событий, в которой описывается монгольский поход в Европу.
10–11. Путевые записки Плано Карпини («История монгалов») и Гийома Рубрука («Путешествие в восточные страны»). Францисканские монахи Карпини и Рубрук совершили поездки в ставку Великого Хана с дипломатическими миссиями соответственно в 1245-47 и 1253-55 гг. Они оставили очень подробные описания своего пути, монгольской империи, описали картину опустошений в Восточной Европе и на Руси.
Все упомянутые авторы достаточно подробно описывают завоевания монголов, упоминая и походы Батыя на Русь. Это только самые известные источники, всего же их число не меньше сотни. О нашествии монголов упоминают армянские, арабские, английские, германские, сирийские историки и хронисты. Имеется также обширная дипломатическая переписка и другие документы эпохи, включая юридические акты.
Основной источник, на который ссылаются практически все историки-защитники официальной версии существования монголо-татарского ига на Руси – Радзивиловская рукопись «Повесть временных лет». Но обычно в своих трудах они забывают упомянуть, что первая копия появилась в России только в XVIII веке, причём Пётр I привёз её из-за границы. Затем появляется документ, который тогда посчитали оригиналом летописи. В настоящее время доказано, что это подделка. То есть, никакого исторически достоверного документа не существует.
[ Источник ]Первый фундаментальный труд по истории Древней Руси был составлен учёными Российской Академии наук, основанной Петром I. В течение 120 лет на историческом отделении трудилось 33 академика, причём только 3, включая М.В. Ломоносова, - русские, остальные – немцы. Известно, что Ломоносов ожесточённо спорил с иностранными учёными по поводу неверной интерпретации событий, а его архивы после смерти исчезли. Правда, впоследствии они были изданы под редакцией Миллера. Компьютерный анализ текстов доказал, что они не принадлежат М.В. Ломоносову. Иными словами, работа немецких учёных была направлена на фальсификацию реальной истории Руси, в том числе, и на создание мифа о монголо-татарском нашествии.
[ Источник ]Термин «иго» ни разу не встречается в древних русских памятниках. В исторической литературе первыми его употребили польские учёные Ян Длугош и Матвей Меховской. В русском языке термин долгое время не приживался. Так, слово отсутствует в Словаре Академии Российской, а В.И. Даль в толковой статье об «иго» даже не упоминает о монголо-татарах. Значит, события 13-15 в. стали восприниматься как иго гораздо позже.
[ Источник ]На ярославской иконе «Сергий Радонежский. Житийная икона», написанной в середине XVII века, изображена Куликовская битва. Икона отличается от традиционных обилием фигур и поясняющими надписями. Стоит обратить внимание на несколько моментов:
- войско татар приблизительно на 70 % состоит из русских и на 30% - из других малых народов, впрочем, как и войско Александра Невского;
- оба войска идут в бой под одинаковыми христианскими флагами со Спасом Нерукотворным, хотя по устоявшейся точке зрения татары – иноверцы;
- чтобы переправиться через реку, «татары» спускаются с высокого холма. На месте Куликовской битвы такого рельефа местности нет.
Сегодня отношение к мифу о монголо-татарском игу пересматривается на самом высоком уровне. Об этом свидетельствует выступление В.В. Путина на встрече с представителями малых городов России.
[ Источник ]В 2008 году в журнале The American Journal of Human Genetic была опубликована статья об исследовании русского генофонда. Ни в северной, ни в южной популяциях русских ни нашлось достаточного количества генов не только монголов, но и вообще народов Азии, указывающих на длительный близкий контакт в прошлом. При почти 300-летнем иге подобная ситуация невозможна.
[ Источник ]Монголы имеют характерную внешность: смуглая кожа, широкие скулы, раскосые глаза, смоляные волосы. В произведениях искусства до XVII нет персонажей с такой внешностью. Напротив, «татары» изображены с типично русскими чертами лица, в русской одежде и с русским оружием.
Фигура татарина под ногами Генриха II, герцога Силезии, Кракова и Польши, помещённая на могиле в Бреслау этого князя, убитого в битве с татарами при Лигнице 9 апреля 1241 г.
[ Источник ]О монголо-татарском нашествии упоминается практически во всех древнерусских летописях.
Лаврентьевская летопись: «В тот же год (6731) пришли народы, о которых никто точно не знает, кто они, и откуда появились, и каков их язык, и какого они племени, и какой веры. И называют их татары, а иные говорят — таурмены, а другие — печенеги».
Тверская летопись: «Пришла весть русским, что пришли татары осматривать русские полки; тогда Даниил Романович и другие князья сели на коней и погнались, чтобы увидеть татарские войска. И, увидев их, послали к великому князю Мстиславу Романовичу, призывая: «Мстислав и другой Мстислав! Не стойте, пойдём против них».
Владимирская летопись: «Каких только наказаний не приняли мы от бога, — писал в 70-х годах XIII в. владимирский епископ Серапион. — Не пленена ли земля наша? Не усеяли ли наши отцы и братья трупами землю? Не уведены ли жены и дети наши в плен? А кто остался в живых, не порабощены ли они на горькую работу от иноплеменников? ... Смирилось величие наше, погибла красота наша. Богатство, труд, земля — все достояние иноплеменных».
Монголо-татарское нашествие отражено в трудах авторитетных российских учёных: И.Н. Болтина «Примечания на историю древния и нынешния России г. Леклерка»; В.Н. Татищева «История Российская»; М.М. Щербатова «История Российская от древних времён»; Н.М. Карамзина «История государства Российского» и др.
[ Источник ]До нас дошли памятники древнерусской литературы, повествующие о событиях 13-15 веков: "Повесть о битве на реке Калке", "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Повесть о разрушении Киева Батыем", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Слово о погибели русской земли", "Задонщина" и другие. Во всех произведениях говорится о нашествии врага, взимании дани иноземцами, угоне в плен женщин и детей.
[ Источник ]Монголо-татарское нашествие отразилось на лексике русского языка. Так, в этот период в лексикон вошли слова: деньги, алтын, казна, батрак, башмак, сундук, балаган, башлык, епанча, каланча, балык, чубук и другие.
В пословицах и фразеологизмах русский народ всегда отражал наиболее значимые события или явления. Более 130 пословиц и поговорок иллюстрируют монголо-татарское иго. Вот некоторые из них:
- Бей сполох, татарин идёт
- Неволей только татары берут.
- Злее зла татарская честь.
- Незваный гость хуже татарина.
- Старших и в Орде почитают.
- Пусто, словно Мамай прошёл
- Поскреби русского – найдёшь татарина.
О связи с монголо-татарами говорят и русские фамилии, образованные от татарских имён: Юсупов, Аксаков, Тимирязев, Карамзин и др.
Об уничтожении славянского населения в период нашествия монголо-татар говорят многочисленные раскопки санитарных захоронений.
- В Старой Рязани в траншеях восточной части Северного городища (47 массовых захоронений), обнаружены в 1926 году. На костях - следы от рубящего оружия
- Деревня Фатьяновка возле Оки, 1979 год. Убитых со следами насильственной смерти (проломы черепа, застрявшие в костях наконечники стрел) клали в три яруса без гробов. Некоторые признаки указывали, что хоронили смёрзшиеся трупы
- Изяславль (близ села Городище Шепетовского района Хмельницкой области) - более 250 человек (включая женщин, стариков и детей) с травмами, аналогичными повреждениям останков в захоронениях Ярославля и Владимира (то есть, типичными). Многие трупы были сильно фрагментированы (изрублены на куски), большинство травм небоевому населению было нанесено сбоку, сзади и лежащим на земле. Группа М.К. Каргера
- Киев, 1892 год, погребения возле Великокняжеского двора, Десятинной церкви, Золотых ворот, Подола.
- Трупы 50 человек с явными признаками насильственной смерти были захоронены в хозяйственной яме древнерусской усадьбы. Учёным удалось выявить останки 36 взрослых (20-50 лет), 13 детей (от 3 месяцев до 12 лет) и одного подростка. Основные травмы у детей и взрослых – переломы костей черепа, что говорит о насильственной смерти. Также в яме были найдены фрагменты деревянных конструкций, подтверждающие сожжение города.
- Подтверждают официальную версию о татарском нашествии и раскопки 2011 года во Владимире.
[ Источник ]
Помимо русских летописей, о монголо-татарском завоевании Руси сообщают многочисленные зарубежные источники. Среди них большое количество восточных авторов (персидских, арабских, армянских, китайских). Только в двухтомнике Тизенгаузена приводятся сведения из 41 арабского и персидского источника. Отдельной книгой вышел и сборник сведений армянских историков о монгольском завоевании и Золотой Орде. Сообщают об опустошении Руси монголо-татарами многие европейские современники событий. Некоторые из них лично посетили Русь и монгольское государство, другие были непосредственными свидетелями нашествия и даже побывали в татарском плену. Приведём краткий список только самых известных зарубежных источников.
1. «Сокровенное сказание» (или «Тайная история монголов»). Это самый обширный монгольский источник о деятельности Чингисхана и его первых последователей. В нём содержатся и сведения о походах на Русь и Восточную Европу.
2. «Юань-Ши». Китайская официальная хроника династии Юань (монгольской империи). Была составлена на основании многочисленных документов, в т.ч. периода завоевания монголами Китая и Восточной Европы.
3–4. «История покорителя мира» Малика-Ал-Джувейни и «Сборник летописей» Рашид-Ад Дина. Два исторических труда на персидском языке, составленные при дворе монгольских властителей Ирана. В этих источниках содержатся довольно подробные сведения о западном походе и завоевании Руси.
5. Известия венгерских миссионеров о татарах и Восточной Европе. Непосредственно перед началом западного похода Батыя на Руси побывали венгерские миссионеры, сообщающие о разгроме Волжской Булгарии и покорении др. народов Урала и Поволжья.
6. Великопольская хроника. Хроника описывает завоевательный поход Батыя в Европу, упоминая опустошение Руси. Описываются также последующие походы татар в Польшу.
7–8. Хроника Фомы Сплитского и «Горестная песнь о разорении Венгрии» Рогериуса. Два подробных источника о разорении Венгрии. Рогериус лично побывал в плену у монголов.
9. Хроника Матвея Парижского. Ещё одна летопись современника событий, в которой описывается монгольский поход в Европу.
10–11. Путевые записки Плано Карпини («История монгалов») и Гийома Рубрука («Путешествие в восточные страны»). Францисканские монахи Карпини и Рубрук совершили поездки в ставку Великого Хана с дипломатическими миссиями соответственно в 1245-47 и 1253-55 гг. Они оставили очень подробные описания своего пути, монгольской империи, описали картину опустошений в Восточной Европе и на Руси.
Все упомянутые авторы достаточно подробно описывают завоевания монголов, упоминая и походы Батыя на Русь. Это только самые известные источники, всего же их число не меньше сотни. О нашествии монголов упоминают армянские, арабские, английские, германские, сирийские историки и хронисты. Имеется также обширная дипломатическая переписка и другие документы эпохи, включая юридические акты.
Основной источник, на который ссылаются практически все историки-защитники официальной версии существования монголо-татарского ига на Руси – Радзивиловская рукопись «Повесть временных лет». Но обычно в своих трудах они забывают упомянуть, что первая копия появилась в России только в XVIII веке, причём Пётр I привёз её из-за границы. Затем появляется документ, который тогда посчитали оригиналом летописи. В настоящее время доказано, что это подделка. То есть, никакого исторически достоверного документа не существует.
[ Источник ]Первый фундаментальный труд по истории Древней Руси был составлен учёными Российской Академии наук, основанной Петром I. В течение 120 лет на историческом отделении трудилось 33 академика, причём только 3, включая М.В. Ломоносова, - русские, остальные – немцы. Известно, что Ломоносов ожесточённо спорил с иностранными учёными по поводу неверной интерпретации событий, а его архивы после смерти исчезли. Правда, впоследствии они были изданы под редакцией Миллера. Компьютерный анализ текстов доказал, что они не принадлежат М.В. Ломоносову. Иными словами, работа немецких учёных была направлена на фальсификацию реальной истории Руси, в том числе, и на создание мифа о монголо-татарском нашествии.
[ Источник ]Термин «иго» ни разу не встречается в древних русских памятниках. В исторической литературе первыми его употребили польские учёные Ян Длугош и Матвей Меховской. В русском языке термин долгое время не приживался. Так, слово отсутствует в Словаре Академии Российской, а В.И. Даль в толковой статье об «иго» даже не упоминает о монголо-татарах. Значит, события 13-15 в. стали восприниматься как иго гораздо позже.
[ Источник ]На ярославской иконе «Сергий Радонежский. Житийная икона», написанной в середине XVII века, изображена Куликовская битва. Икона отличается от традиционных обилием фигур и поясняющими надписями. Стоит обратить внимание на несколько моментов:
- войско татар приблизительно на 70 % состоит из русских и на 30% - из других малых народов, впрочем, как и войско Александра Невского;
- оба войска идут в бой под одинаковыми христианскими флагами со Спасом Нерукотворным, хотя по устоявшейся точке зрения татары – иноверцы;
- чтобы переправиться через реку, «татары» спускаются с высокого холма. На месте Куликовской битвы такого рельефа местности нет.
Сегодня отношение к мифу о монголо-татарском игу пересматривается на самом высоком уровне. Об этом свидетельствует выступление В.В. Путина на встрече с представителями малых городов России.
[ Источник ]В 2008 году в журнале The American Journal of Human Genetic была опубликована статья об исследовании русского генофонда. Ни в северной, ни в южной популяциях русских ни нашлось достаточного количества генов не только монголов, но и вообще народов Азии, указывающих на длительный близкий контакт в прошлом. При почти 300-летнем иге подобная ситуация невозможна.
[ Источник ]Монголы имеют характерную внешность: смуглая кожа, широкие скулы, раскосые глаза, смоляные волосы. В произведениях искусства до XVII нет персонажей с такой внешностью. Напротив, «татары» изображены с типично русскими чертами лица, в русской одежде и с русским оружием.
Фигура татарина под ногами Генриха II, герцога Силезии, Кракова и Польши, помещённая на могиле в Бреслау этого князя, убитого в битве с татарами при Лигнице 9 апреля 1241 г.
[ Источник ]
кто спорит татары или монголы - вообще то хиняне их называли (китайцы0. 2. нам вообще без разницы. Какая разница между татарами и монголами? Да никакой. Псевдо расовые различия? Да ладно. В татарстане полно узкоглазых. Главное что душа у них была одинаковая
Невероятно но факт!
Интересные древнеславянские находки которым более двух тысяч лет!
Дохристианские православные надписи велесовицей на металле!
Знаки древнего государства Рось!
Анализ древнерусских летописей - кирилличных подделок!
Заметки о тысячелетней войне против славянского мировоззрения!
Об этом и другом в блоге "Тайны и загадки истории - древнее славянство" - https://slavnasledye.blogspot.com/
Читайте, это интересно!
История уде не один раз переписывалась и сейчас идут попытки и у наших соседей на Украине, выдумывать без фактов и подтверждений многие могут, а вот наоборот единицы.
С моей точки зрения, без того, что принято называть "игом" Руси, России небыло бы вообще. Именно тогда на Русь пришли первые правила политической игры, первые законы социального устройства. Иго же сыграло громадную роль в обьединении земель русских- а то имели бы сейчас лоскутное одеяло Европы, до сих пор ползущее по всем швам. Да, скорее всего, жертвы были- и немалые. Но они неизбежны при таких массовых изменениях. Да и вспомним недавние события, Ельцина, Горбачёва- что, жертв было меньше? И чего мы достигли?
Есть довольно-таки логичная версия что никаких монголов на Руси никогда не было. Татары - были. Жили по соседству и имели вполне себе средневековые отношения с русскими княжествами - ходили в набеги, жгли-грабили, уводили рабов и насиловали женщин, получали все то же самое в обратку... Мирились, заключали и рвали союзы, женились, ну и т .д ..Всё как у людей. А монголы - досужие измышления историков или вовсе нарисованы по заказу кого-то из царей, историкам не привыкать свою науку под требования властей переписывать..
З.Ы. Есть такой писатель - А. Бушков. Когда он пытается рассмотреть "общеизвестные исторические факты" с позиции нормального здравого смысла - прелюбопытные вещи получаются ("Россия, которой не было " и др.)
Татары и монголы были завоевателями, прошедшими полмира. С какой радости им было пройти мимо славянских земель если поживиться там было чем, а защиты сильной у отдельно – удельных княжеств не было.
Нашествие татаро-монгольское. Может, правда посередине: татары были - а монголов не было?))
Нашествие было, причем все княжества Киевской Руси пали поочередно именно из-за разрозненности и неспособности объединится под единым началом. Потом дань платили несколько столетий.
Спасибо Вам за злободневные спорные вопросы, которые Вы поднимаете на Вашем сайте. Вопросы истории нашей страны меня очень волнуют. Но мне кажется, часто в угоду моде ученые пытаются сделать сенсацию там, где ее нет. Думаю, что раскручивание темы о монголо-татарском иге является такой данью моде. Хотелось бы, чтобы данные факты прокомментировал ученый-историк.
Как-то даже странно, что подвергают сей факт сомнению. Если есть сомнения, то надо не только в своих исторических документах правду искать, но и зарубежных.
Написать комментарий